Банковская гарантия – востребованная услуга, которая позволяет повышать надежность и безопасность сделки между принципалом и бенефициаром. Как любая банковская услуга, выдача гарантии предполагает взимание комиссионного сбора и соответственно, учет этой суммы в бухгалтерских документах банка. Аналогичная сумма присутствует также в бухгалтерских отчетах предприятия, получившего банковскую гарантию, т.е. принципала. При учете комиссии за банковскую гарантию, проводка Дт 91.2 – Кт 51 является основной в бухгалтерских документах предприятия, так как отражает расходы по оплате услуг банка или страховой компании.
Однако прямая форма проводки, хоть и допускается к применению и часто используется предприятиями, не может считаться корректной без задействования промежуточных субсчетов 76 или 60. Если условия получения гарантии в банке предусматривают внесение денежного залога на банковский счет, то процедура отражается в бухгалтерских документах предприятия проводкой Дт 76 – Кт 51. Кроме 76 субсчета может использоваться 60 субсчет, который также подходит для подобных расчетов. Выбор одного из этих субсчетов осуществляется по усмотрению предприятия и основывается, прежде всего, на степени рационализации процесса бухгалтерского учета в конкретной структуре, а также на необходимости выполнения аналитических исследований.
После того, как сделка между принципалом и бенефициаром признана совершенной и все обязательства по ней выполнены, залоговая сумма возвращается на счет предприятия. Действие отражается в бухгалтерской отчетности при помощи проводки Дт 51 – Кт75. Каждое предприятие должно уделять особое внимание грамотному учету комиссии за банковскую гарантию. Проводки, оформленные должным образом, помогут избежать возможных проблем при проведении проверок налоговыми и другими контролирующими органами. Особенно если речь идет о госзаказах и перечислении предприятию средств из бюджета.