Как уже не раз говорилось в других статьях, банковской гарантией называют финансово-кредитные отношения между банком и принципалом, которому требуется подтверждение своей финансовой стабильности и выполнения обязательств по договору перед бенефициаром. Возврат банковской гарантии – это основной метод обеспечения гарантий для бенефициара и самого банка.
У каждого из этих участников сделки есть свои интересы. Так, например, банк получает комиссию за сопровождение сделки по предоставлению банковской гарантии. Сделку с банком заключает именно принципал, без участия бенефициара. В то же время на все время действия гарантии она остается в руках бенефициара или выгодоприобретателя. Как можно понять, не редкостью являются ситуации, когда условия банковской гарантии оказываются не совсем выгодными бенефициару или не соответствующими его волеизъявлению. В таком случае используется возврат банковской гарантии. Ситуацию усугубляют случаи, когда банковская гарантия получается без наличия реального бенефициара, так сказать на будущее, когда кредитор появится. Существует и ряд других случаев, когда бенефициару может оказаться не интересна банковская гарантия в ее текущей редакции. Для этого законодательно предусмотрено несколько пунктов, по которым банковская гарантия может быть возвращена:
- Конец срока действия гарантии;
- Оплата всех услуг бенефициара, на которые оформлялась гарантия;
- Отказ бенефициара от права на гарантию и возврат ее банку;
- Отрицание выгодополучателя своих обязательств по гарантии и как следствие ее возврат.
Также законодательство содержит пункт, по которому возврат банковской гарантии по первому, второму и последнему пункту осуществляется безотносительно к процедуре возврата ее как бумажного документа.